Фреска Отто Хайхерта

Главной достопримечательностью нашего колледжа является знаменитая фреска Отто Хайхерта, на которой изображены король Фридрих Вильгельм I, встречающий переселенцев из Зальцбугра со словами: «Мне – новые сыновья, Вам – милая Родина!». Она находится в актовом зале нашего колледжа.

История фрески удивительна. Она написана в период 1912-1913 гг. До войны в актовом зале находилась молельня высшей немецкой школы для мальчиков. Известный германский художник Отто Хайхерт писал ее на стене молельни два года. Фреска была открыта в 1913 году, когда отмечалось 150-летие со дня основания Фридрихшуле, самой школе присвоили статус гимназии. После образования техникума сюжет фрески был признан не отвечающим духу советского времени и уж тем более никак не увязывался с сельскохозяйственной темой учебного учреждения, и поэтому было принято решение фреску закрасить.

Сначала стена была закрашена меловой краской, затем, при проведении ремонтов, многократно закрашивались меловыми и масляными красками. Для проведения в зале различных мероприятий была установлена деревянная сцена, затем на металлическом каркасе был натянут экран для демонстрации кинофильмов. При монтаже металлического каркаса в нескольких местах фреска была повреждена отдельными конструкциями. Кроме этого во время войны во дворе здания разорвался снаряд и осколок попал в фреску и повредил небо на картине. Однако наиболее важные композиционные места фрески остались не затронуты.

О существовании фрески 1912 года и сотрудники местной администрации, и работники сельхозтехникума, и простые жители Гусева знали давно. Знали, что шесть десятилетий назад первые переселенцы страны Советов, попав в город Гумбиннен (нынешний Гусев) со свойственной в то время ненавистью к немцам, избавлялись от всего, что напоминало о вражеском государстве. Под руку попалась и уникальная работа Отто Хайхерта знаменитого немецкого художника, который в начале прошлого века преподавал в Кенигсбергской Академии художеств. Но настало время, когда фреску решили-таки открыть.

Чудесным образом фреска сохранилась. В 2006 году, когда реставраторы из Петербурга узнали о фреске, они не поверили в ее сохранность. Они были уверены, что фреска такого позднего периода не может представлять художественную ценность. Уже на месте питерские специалисты отдела реставрации Государственного музея истории и религии сделали заключение: находка относится к выдающимся произведениям искусства, что это настоящая фреска, созданная по влажной штукатурке. По оценкам специалистов, она была выполнена с применением классической технологии, которая вполне обеспечила хорошую сохранность красочного слоя картины. Реставрация заняла более двух лет, на это потрачено, в общей сложности, около трёх миллионов рублей. И сегодня мы имеем фреску в том виде, в каком она была создана почти сто лет назад, а в Гусеве появилось новое место для экскурсий. При виде фрески дыхание захватывает, никакие фотографии не передадут грандиозность изображения 8х17 метров! Уникальность фрески не только в ее размерах. Сегодня это – одна из самых больших в мире фресок, посвященных не религиозному сюжету. Говорят, что в изображённых на фреске людях можно узнать настоящих беженцев, а в мужчине слева, несущем мешок, художник изобразил сам себя. Ну, а теперь поговорим о самой картине.

Фреска в актовом зале Фридрихшуле (ныне Гусевский агропромышленный колледж) была заказана правительством Гумбиннена Отто Хайхерту в 1912 году в порядке подготовки к празднованию 150-летие со дня основания Фридрихшуле и посвящалась 180-летию переселения зальцбуржцев в Восточную Пруссию. Художнику была поставлена задача – показать связь зальцбуржцев с их новой родиной – гумбинненским краем. Художник блестяще справился с поставленной задачей, фреска по своим художественным качествам получила большое признание и сразу была оценена, как высокохудожественное произведение европейского масштаба. На фреске была изображена колонна переселенцев из Зальцбурга, передвигающихся пешком и на повозках. Измученных многомесячным переходом зальцбуржцев встречает король, стоящий перед большой свитой. Внизу фрески имеется надпись на немецком языке, слова, которые приписывают королю Фридриху Вильгельму I: «Мне – новые сыновья, вам – милая Родина!»

Уникальность фрески заключается не только в ее больших размерах, но и в оригинальности размещения на сводчатой стене, где отдельные деревянные конструкции крыши, симметрично пронзая картину, дополняют пространственное впечатление. Сюжет картины заключается в следующем: в Европе процветала католическая религия, но в это время появляются последователи Мартина Лютера (лютеране, протестанты и евангелисты). Они не ходили в католические храмы, и за это на них накладывался штраф. Затем был издан указ о том, что те, кто не поддерживает католическую веру, должны были покинуть страну, причем детей до 12 лет вывозить из страны не разрешалось. В этот период в Восточной Пруссии чума унесла сотни тысяч людей. Король Фридрих Вильгельм I издал патент переселенцев, объявив, что все кто изъявит желание переселиться в Пруссию, сразу становятся подданными короля и получают защиту. Ему удалось договориться с австрийским королем о том, чтобы не разлучали детей с родителями. Зальцбуржцы двинулись в путь в феврале 1732 года, путь длился 3 месяца. Однажды, когда колонна проходила через Берлин, король вышел в толпу встречающих под видом простого человека и следил, как встречают переселенцев в Германии. Король предоставил свободные земли и свободные дома переселенцам, а кому не хватило, оказывалась помощь из государственной казны на строительство. Король Фридрих Вильгельм I часто ездил по стране и интересовался жизнью своих граждан. Спустя 5 лет после переселения зальцбуржцев в Восточную Пруссию Фридриху II Великому (сыну короля) было приказано сопровождать отца в поездке по стране. Увидев цветущие поля и ухоженные строения, Фридрих II сказал: «Более процветающего края я не видел нигде, и все это сделано одним человеком – королем!»

Вся картина написана в светлых и радужных тонах. Люди покинули свою родину и отправились за 1000 км искать новую, более добрую. На картине много сюжетов. Левый угол менее значим на картине, чем правый. В правом углу переселенцев угощают водой, что говорит о гостеприимстве жителей. И до сих пор особенность Калининградской области – приветливо относиться к переселенцам. Две женщины в дальнем левом углу недовольны, наверное, таких можно встретить на любом собрании. Художник нарисовал себя в виде наблюдателя – человек с мешком (при реставрации первым появилось лицо художника). На переднем плане картины изображена повозка, в которой молится женщина с маленькой дочерью за умирающего мужа (позировала для этого сюжета дочь художника Ева-Мария Бергер). Здесь есть один персонаж, который смотрит в зал – мальчик, в нем художник изобразил прообраз своего сына, потому что картина была написана в 1912-1913 годах, а сын родился в 1918 году. В 1941 году он погиб в Сочи. В центре картины в кибитке изображена женщина с младенцем на руках, в ней художник изобразил свою жену. Шляпы в руках – это жесты радости.
После реставрации фреска была открыта 24 мая 2008 года. На открытие приезжал внук художника Эльк Михаэл Бергер.

Студентом первого курса Гусевского агропромышленного колледжа отделения Ветеринария Коршняковым Сергеем Николаевичем было разработано мобильное приложение под операционную систему Android, которое любой желающий может скачать по следующей ссылке: СКАЧАТЬ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ  (формат zip, после скачивания – распаковать).

Мы выражаем Сергею благодарность за создание приложения. 

 

СКАЧАТЬ ФОТО ФРЕСКИ ОТТО ХАЙХЕРТА В ВЫСОКОМ РАЗРЕШЕНИИ

ПЕРЕЙТИ В ФОТОГАЛЕРЕЮ ФРЕСКИ ОТТО ХАЙХЕРТА.