Довоенная история

История здания до Второй мировой войны.

Основание «Фридрихшуле» тесно связано с именем Обер-президента Восточной Пруссии, Иоганна Фридриха Домхардта. В 1746 г. он был направлен из Кенигсбер­га (Калининграда) в Гумбинен (Гусев). В 1757г. он был президентом Военной и Государственной Палаты (позднее Правительства), и на этом посту много сделал для реорганизации школьного образования Гумбинена.

Гумбинен получил статус города в 1724 г. Когда Домхардт в 1760 г. начал реорга­низацию, число детей школьного возраста в городе возросло до 420. Около 2/3 по­сещали городскую школу, из которой и возникла потом «Фридрихшуле». Эта горо­дская школа располагалась вблизи старогородской церкви и была построена вместе с ней в 1570-1580 г.г., (часть города севернее Писсы относилась к Старому городу в то время, как южнее Писсы возникал Новый город).

В 1731 г. здание школы было расширено и стало содержать также квартиры для регента и директора. Благодаря деловитости директора Пастенаци с 1750 г. школа стала быстро развиваться и к 1760 г. число учащихся значительно выросло. Школьное здание стало тесным и Домхардт направил письмо в магистрат с предложениеми по улучшению школьного образования в Гумбинене ( проект был состав­лен совместно с представителем церкви Пропетом). Это письмо рассматривается как документ учреждения «Фридрихшуле».

24 мая 1763 г. был заложен камень в основание нового школьного здания на ули­це Даркемер (позднее Кёнигсштрасе, ныне улица Победы), а ровно через год здание было построено. Школа получила название «Schola Friedericiana» (лат.).

Было разработано новое школьное расписание, содержащее положения о штатах, обязанностях учителей и их правах. Обязанности учителей вытекали из распорядка занятий, которые существовали в латинских школах в других областях Германии.

В расписании уроков этой латинской школы были религия, латынь, греческий, иудейский, история, география, музыка и другие предметы. Бедные, но прилежные ученики были освобождены от платы за обучение. Жалование учителей в целом было скудное. Из протокола ревизии 1802 г. следует, что в школе отсутствовали библиотека, инструменты, вспомогательные обучающие материалы.

«Фридрихшуле» едва ли отличался в 1764-1809 г.г. своим внутренним распоряд­ком от латинских школ своего времени. Отсутствовали, прежде всего, органичные изменения, которые подготавливали бы к университетскому образованию и, одновременно, готовили бы к различным профессиям.

Ущерб школе нанесла монополия классного учителя (у учителя был собственный класс, он преподавал предметы и не относящиеся к своей специальности).

Эта система классного учителя была отменена в 1803 г. с новым законом об учителе. Была принята предметно-учительская система. Во время «прусских» реформ, когда школьное образование было в компетенции Вильгельма фон Гумбо­льдта (министра депортамента культуры и образования-1808-1810 г.г.), «Фридрих­шуле» пережила своевременные и основополагающие реформы. Их связывают прежде всего с именем школьного советника и директора Иоганна Вильгельма-Райнхольда Клеменса, который принял руководство школой в январе 1809 г..

В 1809 г. школа была признана в качестве Королевской провинциальной школы и она стала иметь правовой фундамент для дальнейшего продвижения к гимназии, и необходимо было для получения далее высшего образования.

В августе 1813 г. начался новый период в истории школы, в качестве Королевской гимназии им. Фридриха. Гармонично и спокойно проходили для школы последующие десятилетия. Песчаные холмы недалеко от елового леса стали спортивной площадкой, в 1839 г. был открыт спортивный зал, в котором имелись различные спортивные снаряды: брусья, перекладины, шест для лазанья, бревно, козёл. Был назначен государственный учитель физкультуры.

В 1849-1861 г.г., когда директором стал Генрих Отто Гамах, в школе стало процветать также музыкальное образование.

Следующим директором школы был Юлиус Арнольдт (1861-1883). Он уделял много внимания элементам античности, христианства и национальности в образовании, а также повышению роли вспомогательных средств обучения.

В 1883-1889 г.г. (директор- профессор Фиртель) здание школы расширялось вглубь, чтобы не слышен был шум в классах с очень оживлённой улицы Даркемейр (Кёнигшт- расе, ныне ул. Победы). С 1890 года по 1896 год директором был Карл Георг Канцов, а затем (1896-1900)-Герман Яэник, личность сделавшая важнейшие шаги к улучшению образования в школе. Он создал два учебника (по истории и географии), по которым в Пруссии занимались до конца Первой Мировой войны и, конечно, важнейшим достижением для Фридрихшуле во время управления Яэником, было строительство нового школьного здания, которое и до ныне выполняет свои цели и остаётся школой. К тому времени очень выросло число учеников Реалшуле, и она стала испытывать трудности. Было решено объединить гимназию с реальной школой и для обоих учреждений построить новое здание на Майзерштрассе (ныне ул. Тимерязева). Ранее там протекал приток Писсы и грунт был из торфа и речного песка. Здание должно было сооружаться на расширенном фундаменте с использованием кессонов особой конструкции, но строительство велось непрерывно.

В 1903 году новое школьное здание было готово и, по случаю открытия, 3 июля 1903 года состоялись большие праздничные мероприятия. После летних каникул, 4 августа 1903 г., в новое здание сначала переехала гимназия, а 12 апреля 1904 г. и реальная школа, которая также получила название «Фридрихшуле». Число учеников к началу 1904/1905 уч. г. составляло 587:282 гимназиста, 210 учащихся реальной школы и 95 учеников подготовительной школы.

В 1910 г. школу возглавил профессор Аугуст Циглер. В 1913 г. состоялись большие торжества по случаю 150-летия основания Фридрихшуле. В актовом зале школы состоялось открытие фрески, созданной профессором Отто Гейхердтом из академии искусств Кенигсберга, «Приветствие переселенцев из Зальцбурга в Пруссию королём Фридрихом Вильгельмом I» Надпись на картине гласит: «Мне – новые сыновья, вам – доброе отечество».

Вскоре после начала Первой Мировой войны занятия в школе прервались на несколько месяцев, т. к. Гумбинен был занят русскими войсками.

С 1916 по 1920 г. школой руководил директор Лиско, а затем, до 1923г.- директор Масс. За время его руководства в школе успешно развивались различные виды спорта, в частности, «академическая гребля». Много души вложил он в достижения школьного театра (руководил постановкой пьесы Шиллера «Вильгельм Тель»).

Когда д-р Масс отозвал в Кенигсберге для руководства Высшей школой, в октябре 1923 г. директором стал д-р Артур Кцвалина. Он был математиком с именем благодаря своей научной работе, а также, переработке учебника математи­ки. Он отличался также большой любовью к греческому языку. Школьная жизнь развивалась в различных областях, особенно музыка и театр. На многочисленных мероприятиях, которые проводились в актовом зале школы, были показаны спектакли «Принц Фридрих фон Гамбург», «Король Одипус» и др. Проходили школьные концерты хора с оркестром, музыкальные вечера (Вебера, Шуберта и др.) с участием талантливых солистов.

Последним директором (с 1937г. до конца Второй Мировой войны) стал Вальтер Финк, который в это тяжёлое время начал перестройку классов естествознания и обновление почти всех классных комнат и актового зала.

Краткий обзор истории Фридрихшуле г. Гумбинена в целом позволяет констати­ровать, что здесь взращены были и расцвели многие интеллектуальные силы (кадры). Это учреждение сделало значительный вклад в историю культуры и образования, верное своему девизу:

ПОЭЗИЯ, ОТЕЧЕСТВО, ГАРМОНИЯ!

ПЕРЕЙТИ В ФОТОГАЛЕРЕЮ ДОВОЕННОГО ГОРОДА